Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

Skip to main content

Поиск

Всемирный день психического здоровья: возможность задуматься над глобальными проблемами

Размышления о Всемирном дне психического здоровья

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Для мирового сообщества это возможность обратить внимание на одну из самых сложных личных, медицинских и экономических проблем нашего времени — возрастающую потребность в эффективном вмешательстве и лечении психических заболеваний, от которых на протяжении жизни страдает каждый четвертый человек.

Психические заболевания на наших глазах становятся самым дорогостоящим недугом в мире (отчасти потому, что поражают множество молодых трудоспособных людей), но по-прежнему остаются трагедией, о которой молчат. Растущее число самоубийств во всем мире указывает, помимо прочего, на распространение психических заболеваний. Так, в прошлом году самоубийство впервые стало основной причиной смертности среди девочек-подростков. В то же время люди в богатых и в бедных странах не обращаются за помощью или необходимым лечением из-за предрассудков. Отчаянно нуждающиеся в поддержке, они лишаются шанса облегчить свои страдания. Более того, во многих бедных странах лечение психических заболеваний не проводится вовсе или оказывается совершенно неприемлемым.

Предрассудки — это первое и порой непреодолимое препятствие на пути к необходимой помощи. В этом году премией имени доктора Guislain «Освобождение от оков предрассудков» будет награждена Chantharavady Choulamany, психиатр из Лаосской Народно-Демократической Республики, проделавшая поистине вдохновляющую работу. Музей доктора Guislain в Генте, Бельгия, и фармацевтические компании «Янссен» корпорации «Джонсон энд Джонсон» с гордостью выступают в роли спонсоров премии. Удивительно, но в Лаосе, насчитывающем более шести миллионов жителей, работают всего два психиатра, и доктор Choulamany — одна из них.

Доктор Choulamany вела работу на всех государственных уровнях, чтобы помочь людям, страдающим психическими заболеваниями. Благодаря ее усилиям и упорству теперь в каждой из 17 провинциальных больниц страны работает группа психического здоровья, состоящая из врача и двух медсестер, прошедших подготовку в «БейсикНидз» — международной неправительственной организации по охране психического здоровья, в которой доктор Choulamany занимает должность руководителя программ. Кроме того, в рамках борьбы с предрассудками доктор Choulamany обучала буддийских монахов основам психологической помощи, чтобы те могли поддержать психически нездоровых людей не только молитвой. Ее работа стала продолжением лучших традиций, заложенных самим доктором Joseph Guislain, первым бельгийским психиатром, который на основе научных достижений разрабатывал методы лечения людей с психическими заболеваниями. Доктор Guislain скончался в 1860 году, однако его сострадание и забота о пациентах до сих пор вдохновляют нас.

Музей доктора Guislain был создан для того, чтобы вести просветительскую работу, развеивать заблуждения, связанные с психическими заболеваниями, и поддерживать открытое обсуждение проблем.

Как и доктор Guislain, доктор Choulamany упорно боролась с предрассудками. По одной из оценок, она помогла более чем 8000 пациентам и членам их семей. Вместе с премией имени доктора Guislain доктор Choulamany получит вознаграждение в размере 50 000 долл. США, которое она сможет использовать, чтобы и дальше искоренять предрассудки и помогать жителям Лаоса, страдающим психическими заболеваниями. Церемония чествования лауреата премии состоялась в Нью-Йорке 10 октября во Всемирный день психического здоровья.

Всемирный день психического здоровья имеет особое значение, поскольку позволяет задуматься над проблемами, привлечь внимание мировой общественности к этим тяжелым заболеваниям и напомнить о том, какое влияние они оказывают и какие страдания причиняют пациентам и их семьям. Уже 50 лет компания «Янссен» занимается поиском решений в области лечения психических заболеваний и стремится удовлетворить глобальные и локальные потребности общества. Ежегодное финансирование премии доктора Guislain — один из шагов на этом пути. Начало нашей деятельности по охране психического здоровья положил доктор Paul Janssen, основатель компании «Янссен Фармасьютикалз» и новатор, внедривший множество важных научных подходов к лечению серьезных психических заболеваний. Исследования в области неврологии, которые в настоящее время ведет моя команда, основаны на его разработках — как и наша глобальная программа Healthy Minds, предполагающая финансирование и поддержку исследований, связанных с психическими заболеваниями, а также общественных программ и мероприятий по охране психического здоровья.

Слишком много людей во всем мире страдает от отсутствия актуальной информации о психических заболеваниях и компетентной медицинской помощи. У трех из четырех людей, страдающих психическими расстройствами, симптомы заболевания развиваются к 24 годам. Но при этом лишь треть из них получает лечение. Отсутствие лечения часто приводит к недееспособности и несамостоятельности. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, недополученный доход, который могли бы принести эти люди, — лишь одна из причин, почему к 2030 году психические заболевания окажут более существенное влияние на экономику, чем рак, диабет и заболевания дыхательных путей вместе взятые. И конечно, никакому измерению не поддаются людские страдания.

Известно, что депрессия не только является основной причиной потери трудоспособности во всем мире — депрессия у беременных может повлиять на развитие детей во внутриутробном периоде, в младенчестве и даже раннем детстве. Неудивительно, что из-за предрассудков, не позволяющих пациентам и их семьям открыто обсуждать такие болезни, 30–40 процентов тех, кто ухаживает за людьми с психическими расстройствами, сами страдают от депрессии и тревоги. Вместо сострадания и поддержки, которыми близкие стремятся окружить больных хроническими соматическими болезнями, люди, страдающие от болезней мозга, нередко сталкиваются с молчанием, изоляцией и страхом. Предрассудки только усугубляют течение психических заболеваний.

Несмотря на то что во Всемирный день психического здоровья мы отмечаем успехи таких просветителей и лидеров, как доктор Choulamany, перед нами по-прежнему стоят четкие цели. Мы должны решительно бороться с тем чувством стыда, которое незаслуженно наполняет жизнь людей, страдающих психическими заболеваниями. Мы обязаны поддерживать их, открыто говорить о психических заболеваниях и поощрять других делать то же самое. Это единственный путь, который позволит нам, сплотившись, звено за звеном ослабить оковы предрассудков.

Узнайте больше о нашей деятельности в области неврологии и охраны психического здоровья.

Luc Truyen, врач, Ph.D.

Husseini K. Manji, врач, член Королевской коллегии терапевтов Канады, занимает должность руководителя глобальной терапевтической области «Неврология». Ознакомиться с полной биографией.

Неврология

Неврология

Nerve fibers
Nerve fibers

Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

Skip to main content

Search

World Mental Health Day: An Opportunity to Reflect on Global Challenges

Reflecting on World Mental Health Day

Every year, World Mental Health Day on October 10 provides an opportunity to address, as a global community, one of the greatest personal, medical, and economic challenges of our time: the growing need to effectively intervene in and treat mental illnesses, which will afflict one in four people during their lifetimes.

Although mental illness is fast becoming the world’s most expensive disease—particularly because it afflicts so many young people at the beginning of their working lives—the illnesses remain both tragic and hidden. Tragic, because the rising rates of suicide in countries around the world underscore the pervasiveness of mental illnesses; last year, for example, suicide for the first time became the leading cause of death among teen girls. And hidden, because stigma keeps people from seeking help or getting adequate treatment in rich and poor countries alike, closing doors that might otherwise be opened to people who are suffering so desperately. Furthermore, in many poor countries, care may be nonexistent or totally inadequate.

Stigma is the first—and sometimes insurmountable—barrier that prevents people from getting help. This year the Dr. Guislain “Breaking the Chains of Stigma” award will reward the inspiring work of a psychiatrist, Chantharavady Choulamany, M.D., in the Lao People’s Democratic Republic. The proud sponsors of this award are the Dr. Guislain Museum in Ghent, Belgium, and the Janssen Pharmaceutical Companies of Johnson & Johnson. Extraordinarily, Dr. Choulamany, is one of only two psychiatrists in Laos, a country of more than six million people.

Dr. Choulamany has worked at all levels of government to help people with mental illnesses. Because of her tireless efforts, a mental health team composed of a doctor and two nurses trained by BasicNeeds—an international, non-governmental mental health organization for which Dr. Choulamany is Program Manager—now works in each of the country’s 17 provincial hospitals. In addition, to fight stigma, Dr. Choulamany has trained Buddhist monks so they can reach the mentally ill through not only prayer, but counseling. Her work is in the best tradition of Dr. Joseph Guislain himself, who was the first Belgian psychiatrist to base his treatments of the mentally ill on science. Dr. Guislain’s compassion and patient advocacy still inspires long after his death in 1860.

The Dr. Guislain Museum is dedicated to educating the public, addressing the misunderstandings surrounding mental illness, and encouraging open discussion.

Like Dr. Guislain, Dr. Choulamany has been tireless in fighting stigma. One estimate suggests that she has helped more than 8,000 patients and families. The Dr. Guislain award will provide Dr. Choulamany with $50,000 to help further her work to reduce stigma and help people with mental illnesses in Laos. The ceremony to honor her, took place, fittingly on World Mental Health Day, October 10, in New York City.

In this regard, World Mental Health Day is a particularly important day of reflection. It focuses global awareness on these devastating illnesses, reminding us all of their impact and the suffering they cause for patients as well as for their families. Janssen’s ongoing sponsorship of the Dr. Guislain Award continues our company’s 50-year commitment to finding solutions for mental illnesses and working to respond to community needs, regardless of whether that community is local or global. Our work in mental health was started by Dr. Paul Janssen, the founder of Janssen Pharmaceuticals and a pioneer of many important scientific approaches to treating serious mental illnesses. The neuroscience research that my team carries out today builds on the foundation of his work, as does our global Healthy Minds program, which sponsors and supports research about mental illness and community mental health programs and activities.

For too many, lack of first-hand knowledge about mental illness coupled with inadequate support in coping with it is overwhelming. Three-quarters of those who suffer from mental illnesses develop symptoms by age 24. Yet, strikingly, only one-third of those suffering from mental illness worldwide receive treatment. Lack of treatment, in turn, also often leads to disability and lack of self-sufficiency. The lost income from such individuals is just one reason why the World Economic Forum estimates that the economic impact of mental illness will total more than cancer, diabetes, and respiratory illnesses combined by 2030. And the cost of human suffering that these illnesses cause is, of course, immeasurable.

With regard to depression in particular, it is notable that not only is this illness the leading cause of disability worldwide, but depression in pregnant women can also affect the development of their unborn children, with continuing effects in infancy and early childhood. Because of the stigma that keeps families and patients alike from openly discussing the disease, it is perhaps not surprising that 30 to 40 percent of those who care for someone with a mental illness themselves suffer from depression and anxiety. The sympathy and support that many would expect if their loved one developed a chronic physical illness are often replaced by silence, isolation, and fear when the illness involves a disease of the brain. Stigma makes everything about mental illness worse.

So, on World Mental Health Day, as we celebrate the accomplishments of advocates and leaders such as Dr. Choulamany, our challenges nevertheless remain clear. We must push back against the shame that so unfairly surrounds a diagnosis of mental illness by showing our support, by talking about mental illness openly, and by encouraging others to do the same. It is the only way that we, together, will help weaken the chains of stigma—one link at a time.

Read more about our focus in neuroscience and mental health.

Luc Truyen, M.D., Ph.D.,

Husseini K. Manji, M.D., F.R.C.P.C. is Global Therapeutic Area Head, Neuroscience. Read his full bio here.

Neuroscience

Neuroscience

Nerve fibers
Nerve fibers